sea-survival.ru
 
главная »аварийная ситуация »другие ситуации » поломки на борту

 

                                   Действия при поломках оборудования.


Аварией в морском деле считается всякое повреждение судна или его частей, ведущее к снижению его мореходных качеств. Гибель судна называется катастрофой, а небольшие повреждения, которые не влияют на способность судна выполнять свое назначение и устранение которых требует немного времени, называют аварийными происшествиями.
Аварии происходят по вине экипажа (чаще) и из-за скрытых дефектов (реже).Аварии требуют немедленных действий, после чего можно приступать к (временному) ремонту.Успех в борьбе с неприятностями и авариями в море складывается из трех основных частей.
Профилактика  первая и самая главная. Из всех систем вашей яхты самым надежным должен быть стоячий и бегучий такелаж. Инспектируйте до выхода и заменяйте подозрительные детали и тросы.  Контролируйте состояние такелажа в плавании.  Проверяйте, чтобы все стопорные кольца были на местах , что на обжимных наконечниках нет видимых трещин , что талреп не изогнут , а трос не имеет порванных прядей. Фалы не должны иметь возможность соскакивать со шкива (иначе это произойдет непременно и фал заклинит.  Имейте на яхте принадлежности для ремонта такелажа. При дальнем плавании лучше продублировать фалы (заведите топенант – его можно использовать вместо грота-фала), причем пускать их снаружи мачты. Основная поломка стоячего такелажа – перелом из-за усталостных напряжений элементов крепления (талрепов,) штага и вант (они должны быть закреплены шарнирно, а не жестко), а также деталей закрутки стакселя (из-за болтанки на ветру). Усталостным разрушениям могут подвергаться также обжимки стальных тросов.
Набор инструментов. Как минимум в этом комплекте должны быть топор, ручник, ножовки по дереву и по металлу, пассатижи, разводные ключи. Для работы с такелажем и парусами надо иметь полный набор такелажного инструмента, так называемую сумку боцмана, где держать парусные иголки и нитки, свайки, платан и т. п. Не следует пользоваться ножами типа финки: они опасны при работе на неспокойной палубе.
Подручные средства для ремонта - кусок стального троса, синтетические тросы для замены фалов, ремонта вант  и т.п., болты и гайка,  кусок фанеры, хомуты и зажимы, запасные части к оборудованию и т.д. и т.д.

                 Наиболее вероятные поломки оборудования в плавании:
— разрыв парусов,
— обрыв снастей бегучего или стоячего такелажа,
— поломка рангоута или его частей,
— поломка рулевого устройства.

Разберем каждый из указанных случаев.

    Повреждение парусов
Разорванный стаксель нужно убрать для ремонта.  При частичном надрыве по задней шкаторине можно пытаться идти, передвинув вперед кипу шкотов (открыть заднюю шкаторину).
Разорванный грот можно пытаться зарифить. При надрыве можно пытаться идти, взяв гик на топенант (открыть заднюю шкаторину грота).
На яхте нужно иметь набор игл и нитки разной толщины для обновления износившихся швов. Когда вы накладываете шов на старый парус, обязательно продевайте нитку в старые отверстия, иначе в свежий ветер нитки разорвутся, и ваша работа пойдет насмарку.
Клейкая ткань хороша для спинакера и легких парусов, но на генуе лучше использовать ее с двух сторон и прошить зигзагообразным стежком, чтобы не допустить ее отслаивания.
Большие разрывы на основных парусах могут потребовать более существенного ремонта. Сочетание клея, легкой материи и наложения швов дает наилучший результат.

Повреждения бегучего такелажа.
Шкоты из современные синтетические тросов, т.к. подбираются из удобства работы с ними (по руке), что дает многократный запас прочности.
Фалы могут оборваться из-за износа или при чрезмерной нагрузке. Оборвавшие фалы можно (если есть) заменить так:  грота-фал – топенантом, стаксель фал – спинакер-фалом (и наоборот). В море лучше иметь дублированные фалы. Если для устранения проблем с фалами нужно посылать матроса на мачту – делайте это максимально аккуратно (двойная беседка + параллельный фал (если есть) для страховки).

    Повреждения стоячего такелажа.
Часто стоячий такелаж не лопается. а отдается из-за плохо законтренной гайки (пальца) или отвернувшегося талрепа. Обычно это происходит на длинных галсах, когда подветренный такелаж провисает, а качка и удары воли довершают дело. Важно вовремя заметить случившееся, а уж поставить снасть на место в этом случае можно без особых усилий.
При обрыве ванты резко крутите оверштаг, чтобы перенести нагрузку на ванты другого борта. На порванной сделай голландский огон ( если место обрыва доступно по высоте – как правило это так, поскольку из-за попадания воды именно нижняя часть тросов подвержена коррозии) и в несколько витков (лопарей) привяжите к путенсу синтетическим тросом. Паруса зарифите. Повороты потом (с этой снастью) делайте медленно.
Потеря верхней или средней ванты как и ромбовант тоже требует незамедлительного поворота, в противном случае результатом будет поломка мачты в районе краспиц.
При повреждении ромбовант и топ-вант, зарифитесь и постарайтесь дойти до закрытого места, где можно сделать ремонт.
Для ремонта в этом случае придется посылать матроса на мачту, а делать это лучше не на ходу, а на якоре или в дрейфе, убрав паруса
Обрыв ахтерштага, в особенности при отсутствии бакштагов , являет собой наиболее опасный сценарий. Если вы шли острым курсом, немедленно ослабьте стаксель-шкот . Удерживать мачту некоторое время может задняя шкаторина грота . Постарайтесь не мешкая использовать топенант в качестве аварийного ахтерштага. Если поломка ахтерштага произошла на курсе фордевинд , сохранить мачту скорее всего не удастся. Вам потребуется моментально отдать стаксель-шкот и привести яхту в положение левентик. Опять же в качестве аварийной замены используйте топенант . Находясь в положении левентик , можно убрать грот и воспользоваться грота-фалом как временным ахтерштагом.
Если есть бакштаги – рубите грот, набивайте оба бакштага и идите под стакселем.
Если есть чем, ремонтируйте ахтерштаг также, как ванту.  После ремонта грот ставьте зарифленным.
При обрыве штага немедленно уваливайте на фордевинд. В момент обрыва на некоторое время нагрузку примет на себя передняя шкаторина стакселя. После этого закрепить как можно дальше в нос спинакер-фал или второй стаксель-фал . Как правило , этого достаточно для спасения мачты. Если на яхте предусмотрена установка малого штага (baby stay ) или штага для обтяжки (tensioning stay) , немедленно установите их. Когда фалы и малый штаг будут закреплены , стаксель можно спустить , но сворачивать его не надо , а просто постараться придавить его к палубе. Если авария случилась с нижним концом, ликвидировать ее не составит большого труда . При помощи нескольких тросовых зажимов и коуша сделайте на конце петлю , не забыв наложить на этот участок клетневку тонким концом. Затем клетневку обтянуть втугую . После этого нужно дотянуться до талрепа , используя цепочку из такелажных скоб. Только после этого рубите грот (если надо).
Если же авария случилась наверху у мачты , все намного усложняется . Поставьте лучшего рулевого из экипажа , чтобы тот вел яхту таким полным курсом , при котором она испытывает минимальную качку. И если условия позволяют, у вас должно получиться подняться на мачту и закрепить там запасной или отремонтированный штаг. Просто не поверить , на что спрособны люди , когда попадают в такие обстоятельства. В этой ситуации весьма пригодились бы различные приспособления для подъема на мачту . Обтекатели штага и профили закрутки еще более усложняют дело и зачастую приходят в негодность , поскольку штаг перегибается . Советую перед тем как лезть наверх , хорошенько подумать - все ли необходимое вы взяли. Учтите, что вынуть палец и вставить его обратно непросто, поэтому прихватите с собой молоток и выколотку.

В идеале аварийный комплект для ремонта стоячего такелажа должен включать в себя следующее : тросовые зажимы, коуши , такелажные скобы (подходящие по размеру пальцев к вантпутенсам и обухам), запасной талреп , пальцы и стопорные кольца , серьги с крепежом (обычно длинный болт с самоконтрящейся гайкой) , легкий дакроновый конец для срочного ремонта , ножовка с запасными пилками и хорошие кусачки для троса. Если на борту имеется место и вас это не разорит , не помешает иметь с собой по одной запасной нижней и верхней ванте . Каждая с заделкой концов и в полной готовности к установке . В этом случае можно сэкономить , купив оцинкованные скобы и талрепа . Если случится аварийная ситуация, вас меньше всего будет интересовать внешний вид , а оцинкованные элементы прочны, универсальны и стоят куда дешевле нержавеющих.

    Поломка мачты.
 Чаще всего – при посадке на мель с полного хода на фордевинде. При сильном ветре может случиться из-за вытяжки вант, особенно новых (пока не обтянулись огоны).  В плавании следите, чтобы подветренные ванты не провисали сильно. Если надо – набейте подветренный, скрутите поворот, и набейте оставшиеся.
При поломке мачты убедитесь сначала, что никто не пострадал. Все обломки постарайтесь поднять борт. Снимите парус – при этом, имейте в виду, что при падении мог забиться лик-паз – т.е. есть опасность порвать парус – исправьте лик-паз). Если есть возможность, эти манипуляции выполняйте на якоре. В сильный ветер парусящий корпус яхты окажется с подветра от обломков мачты, убирать которые будет очень трудно из-за резкой качки. На волне обломки мачты могут повредить корпус, так что лучшим решением может обрубить весь такелаж, идущий от мачты (зубило с молотком и чем-то, что можно использовать в качестве наковальни (топор)  или хорошие кусачки должны быть в наборе инструментов).
После этого (если есть возможность – напрмер мачта сломалась выше нижних краспиц) – поставьте на обломке мачты стаксель. Если нет – используйте вместо мачты гик, раскрепив его синтетическими тросами.

 

 


Рейтинг - яхты и катера