sea-survival.ru
 
главная »аварийная ситуация » пожар

                                                                 Пожар на яхте

Пожары являются редким, но опасным событием на борту яхты, и даже небольшой огонь может быстро выйти из под контроля, если не принять своевременные иправильные меры.Пожарыкласса D с участием горючих материалов, как правило, не возможно потушить силами экипажа яхты.

                                                     ПРИНЦИПЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Чтобы началось горение, пожару требуется четыре составляющие, необходимые для горения: топливо (чтобы испаряться и гореть), кислород (чтобы реагировать с испаренным топливом), высокая температура (чтобы довести пары до температуры возгорания) и цепная реакция (химическая реакция между топливом и кислородом, происходящая при высокой температуре). Если вы удалите одну или две из них, то огонь погаснет. Выбор наиболее подходящего способа борьбы с огнём зависит от типа пожара, и может быть связан с комплексом действий. Эти действия предполагают : 1 - перекрыть доступ горючего 2 - прекратить доступ кислорода 3 - охладить.

Ограничить или перекрыть доступ горючего означает:

  • устранить легковоспламеняющиеся или горючие материалы, находящиесяоколо зоны возгорания
  • отключить или прекратить подачу газа, масла или топлива.

Прекратить доступ кислорода означает:

  • накрыть места возгорания пожарной накидкой, одеялом, брезентом, песком
  • вытеснить кислород с помощью СО2 или другого инертного газа
  • окружить огонь испарениями, такими как пар или мелкие капли воды
  • выключить все системы вентиляции и кондиционирования

Охлаждение горящего материала:

  • лучше всего достигается с использованием воды или растворов, содержащих воду
  • наибольшийэффект достигается, когда вода превращается в пар и только вэтом виде должна быть использована для горючих жидкостей (бензин,керосин, соляр , масло и т.д.)
  • препятствует распространению огня
  • препятствует воспламенению

Помимо этих трёх методов пожаротушения, есть ещё и четвёртый, называемый сдерживанием (подавление, торможение) огня. Сухой порошок и водяной туман достигают этой цели путем физического поглощения энергии пламени.

            Действия, которые необходимо принять в случае чрезвычайной ситуации

В любой чрезвычайной ситуации, чтобы эффективно бороться с проблемой, крайне важно принять меры в правильном порядке. Чтобы в дальнейшем не сожалеть, запомните несколько основных моментов. В случае пожара необходимо:

  • обнаружить-использовать все средства для обнаружения пожара
  • оповестить-поднять тревогувсеми способами
  • ограничить- перекрыть топливо, отключить электричество, закрыть дверь и т.д.
  • потушить -использовать всесредства и оборудование для пожаротушения .

ОБНАРУЖИТЬ

После того, как пожар начался, он будет распространяться очень быстро, и бесконтрольно. Чем скорее будут приниматься решения, тем больше вероятность его успешного тушения.Поэтому, все на борту яхты должны быть бдительными в отношении первых признаков огня в тех местах, где высока вероятность его появления.Запах гари, потери мощности двигателя или дым за кормойяхты, может быть признаком возгорания и должны быть немедленно расследованы.В обязанности вахтенного входит обязательный осмотр и регулярное посещение всех наружных и внутренних помещений, отделений, обращая в частностивнимание на закрытые отсеки, моторное отделение, аккумуляторные секции, отделения для хранения химикатов и т.д. Если огонь предположительно за закрытыми дверями, очень важно не открыть дверь случайно, иначе огонь разгорится ещё сильнее.

ОПОВЕСТИТЬ

Очень соблазнительно сразувстать на борьбу с огнем, но если экипаж вовремя не информирован, то это позволит ситуации выйти из-под контроля.Как только возгорание было обнаружено и прежде, чем приступить к его тушению, необходимо поднять тревогу. Собирая всех на борту яхты, можно легко установить, все ли присутствуют, есть ли раненные или пойманные огнём в ловушку. Шкипер тогда может организовать помощь пострадавшим, противопожарные работы, использовать радио или телефон для вызова помощи, и подготовить спасательный плот и спасательное оборудование. Если судно находится в порту у причала, необходимо сразу вызвать пожарную команду, и уведомить соответствующие местные органы власти относительно возникшей ситуации. В море, необходимо срочно послать сигнал PAN PAN. Если пожар был успешно потушен, сигнал может быть отменен. Если с огнем не удаётся справиться и капитан подал сигнал «ПОКИНУТЬ СУДНО», сигнал может быть изменён на СИГНАЛ БЕДСТВИЯMAYDAY .В случае, если ситуация выходит из под контроля и у вас нет времени или возможности, чтобы послать СИГНАЛ БЕДСТВИЯMAYDAY, cигнал PAN PAN гарантирует, что другие были уже предупреждены о возможно ухудшающейся ситуации. Если в команде достаточное количество людей, шкипер должен послать кого-то, чтобы начать приготовления дляоставления судна. Даже очень маленькое возгорание может быстро разрастись и выйти из-под контроля, и тогда не будет времени взять спасательный плот или аварийную сумку GRABBAG. . Огонь в моторном отделении, очень вероятно, повлечет отказ двигателя и/или генератора, и очень важно, чтобы шкипер принимал это во внимание. В открытом море это создаст дополнительные трудности.. Ночью в водах с интенсивным судоходством, это может быть столь же опасно, как и непосредственно сам пожар. Так же должно быть принято во внимание потеря электричества, особенно потере огней ночью. Потеря электричества затронет навигационные огни; нехватка огней вкаютах исделает перемещение по яхте более трудным.

ОГРАНИЧИТЬ

Прежде, чем решить, какой метод тушения будет лучшим, огонь должен быть локализован:

  • Перекрыть топливную систему, чтобы избежать возгорания - МАСЛА, ТОПЛИВА, и т.д.
  • Закрыть вентили поставки газа – БУТАНА , ПРОПАНА и т.д.
  • Выключить или изолировать энергетическую систему, где электрооборудование находится в огне.
  • Сократить доступ воздуха: - выключить кондиционирование воздуха; - закрыть двери, вентиляционные отверстия, иллюминаторы и люки; - выключить вентиляторы в машинном отделении и заблокировать вентиляцию ; - уменьшить скорость движения яхты, еслиидёте полным ходом; - повернуть яхту, так, чтобы ветер раздул огонь в направлении наименьшей уязвимости или наименьшей возможности воспламенения..
  • Выбрасывая горящий предмет за борт, проявляйте большую осторожность и никогда небросайтегорящую посуду .

ПОТУШИТЬ Для успешного тушения пожара необходимо:

  • Определить класс или классы пожаров.
  • Выбрать соответствующий метод пожаротушения:
  1. перекрыть досуп горючего,
  2. прекратить доступ кислорода,
  3. охлаждение горящего материала иподавление огня.
  • Выбрать противопожарное оборудование.

Если пожар очень маленький, только едва тлеет, его можно сбить любым подручным материалом: одеялом, полотенцем, подушкой и т.д. Таблица типов пожара и подходящего для пожаротушения оборудования показаныв таблице1,и.2 .

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ

                                                                                                                                                    Таблица 1

Класс пожара Характеристика класса Подкласс пожара Характеристика подкласса Рекомендуемые средства пожаротушения
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, древесина, бумага, уголь, текстиль) Вода со смачивателями, хладоны, порошки типа АВСЕ
А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (каучук, пластмассы) Все виды огнетушащих средств
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты), а также сжижаемых твердых веществ (парафин) Пена, мелкораспыленная вода, хладоны, порошки типа АВСЕ и ВСЕ
В2 Горение полярных жидких веществ, растворимых в воде (спирты, ацетон, глицерин и др.) Пена на основе специальных пенообразователей, мелкораспыленная вода, хладоны, порошки типа АВСЕ и ВСЕ
С Горение газообразных веществ - Бытовой газ, пропан, водород, аммиак и др. Объемное тушение и флегматизация газовыми составами, порошки типа АВСЕ и ВСЕ, вода для охлаждения оборудования
D Горение металлов и металлосодержащих веществ Д1 Горение легких металлов и их сплавов (алюминий, магний и др.), кроме щелочных Специальные порошки
Д2 Горение щелочных металлов (натрий, калий и др.) Специальные порошки
Д3 Горение металлосодержащих соединений (металлоорганические соединения, гидриды металлов) Специальные порошки

 

Класс Е присвоен пожарам электрооборудования.

Класс F присвоен пожарам масла или жира на камбузе

 

 Обстоятельства, сопровождающие любой специфический огонь, всегда будут различны, и невозможно сделать быстрые и уверенные выводы, определяющие, делать то или делать это. Необходимо принимать во внимание все факты в каждом конкретном случае и принимают правильное решение для конкретного возгорания. Тем не менее, важно помнить, что пожар на яхте, при выборе лучшего метода тушения. возможно, не попадает только в один класс пожара.

Когда тушится возгорание в моторном отделении, очень важно закрыть все вентиляционные решетки. Работа системы пожаротушения внутримоторного отделения является лучшим способом справится с пожаром, а при отсутствии установленной системы, газ из огнетушителя должен направляться через пожарное отверстие или через небольшое открытие моторного отсека.

При перемещении в зоне огня должны быть приняты следующие меры:

  • Перед тем как открыть любую дверь или люк, дотроньтесь
  • доних или до ручки тыльной стороной ладони, чтобы
  • предотвратить:
    - повреждения ладони;
    - пальцы непроизвольно сожмут ручку или выступы на них,
  • что может привести к поражениюэлектрическим током;.
    - Держитесь как можно ниже:
    - горячие газы расширяются вверх, а холодный воздух
  • опускается вниз;
    - дым накапливается под потолком.

                 ПРИМЕНЕНИЕ ПОЖАРНОЙ НАКИДКИ (FIRE BLANKET)

Быстро справится с небольшим возгоранием с помощью пожарной накидки одеялом это прекрасная идея. Она может быть использована для большинства типов возгораний, как твердых, так и жидких материалов. Накидка особенно хороша при возгорании одежды или кухонной посуды при условии, что полностью накрывает огонь.

Использование притушении горящей посуды на плите.

  • Заверните верхний край на свои руки, чтобы защитить их.
  • Поднимите ваши руки вверх, чтобы позволить одеялу защищать тело и лицо от источника высокой температуры или огня, когда вы приблизитесь.
  • Закрываясь и надвигаясь на огонь, растягивайтееё назад, чтобы избежать попадания накидки в горючую жидкость (имеется в ввиду масло жир и т.д.).
  • Не бросайте одеяло,это может привести к вспышке, таккаквозникнет приток воздуха в контейнер (кастрюлю, сковородку и т.д.)
  • Покройте посуду полностью.
  • Выключите нагреватель плиты (если ещё не сделали) .
  • Не удаляйте одеяло преждевременно, поскольку есть высокий риск повторного воспламенения.

Использование при горении одежды на человеке:

  • Положите пострадавшего на пол.
  • Сбейте пламя.
  • Не оставляйте пострадавшего завернутым в накидку, так как это может удерживать жар от тлеющей одежды рядом с телом.

     

                                                  ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

Большинство малых пожары на борту яхты, рассматриваются с применением огнетушителей .Расположенные под палубой, это, вероятно, самый быстрое, что можно схватить в случае опасности. Чрезвычайно важно правильно использовать огнетушитель для определённого класса пожара, чтобы плохая ситуация не стала гораздо хуже. Современные огнетушители, содержат ли они воду, пену или порошок, похожи и имеют схожие способы работы. Как правило, основное отличие, тип сопла.

Перед использованием огнетушителя при любом пожаре, должна быть прочитана инструкция на этикетке и он должен быть использован только для определённого типа пожара... Для применения огнетушителя сделайте следующее:

  • Выдерните чеку в верхней части цилиндра. Некоторые устройства требуют освобождения защёлки замка или прокол заглушки ударом.
  • Направьте сопло на место горения.
  • Сожмите или нажмите ручку.
  • Разбрызгивайте содержимое из стороны в сторону на место возгорания,пока не закончится содержимое.

                                                           Тушение пожара водой

 Вода является наиболее эффективным методом тушения внутренних пожаров, когда горят постельные принадлежности и мебель, и является наиболее доступным ресурсом на яхте. Огнетушитель можно быстрее  захватить и использовать, но пожарное ведро, наполненное  соленой водой, является идеальным резервом.
Это очень важно применять разумное количество воды на тушение очага пожара. . Способность поглощать огромное количество теплоты и наличие всегда на готове морской воды делают ее идеальным средством для тушения на борту судов.
В качестве средства для тушения вода имеет ряд полезных свойств. Когда вода превращается в пар, она расширяется приблизительно в 1700 раз, относительно исходного объема воды. Присутствие водяного пара снижает содержание кислорода в очаге пожара. Этот эффект гашения паром - временный, пока скорость уходящих газов в очаге пожара не станет достаточной, чтобы увлечь пар за собой.

Плотные предметы, такие как  деревянные кровати, полки или столы, может быть сложно затушить сразу и они должны быть хорошо пролиты для того, чтобы  огонь потух.
Всегда имеется риск повторного возгорания, даже спустя несколько часов.
Однако, вода имеет некоторые недостатки:
   •Большое количество воды может вызвать перемещение цента тяжести, в     
результате  чего яхта может накрениться или перевернуться.
   •Вода и электричество не совместимы – произойдёт короткое замыкание
  электрооборудования.
   •Морская вода выведет из строя и испортит всё электрооборудование.
   •Вёдра или струи воды  вылитые на горящее масло или жир только усилят   огонь, так как эти вещества  держатся на поверхности воды
   •Если вода применяется к горящим жидкостям с точкой кипения выше точки кипения воды, то это  немедленно даст вспышку  пара при коэффициенте расширения 1700:1  и выброс горючей жидкости в воздух.

Распылённая вода или в форме тумана имеет более широкий диапазон использования, чем обычная вода .В таком виде она можно даже потушить горящее масло, если оно не горело слишком долго, и не распространяло огня.
 

                      Предотвращение повторного возгорания и его последствия

Как только огонь был погашен, есть все еще большая опасность повторного воспламенения, и это может продолжить в течение многих часов, не только минут. Это может быть вызвано и испарениями с горячих поверхностей, и тлеющими материалами. Таким образом, должно быть эффективное охлаждение  вокруг места пожара и  после того, как он был потушен, Тщательно исследуйте все затронутые огнем сгоревшие места, чтобы гарантировать, что огонь действительно отсутствует.
Успешно потушив  пожар, шкиперу, возможно, потребуется:
   •Как только возможно, отменить все оповещения
   •Проверить остойчивость судна, если было использовано много воды
   •Провести тщательный осмотр места пожара, чтобы убедится, что все
возможные пути распространения пожара проверены.
   •Убедиться, что весь дым и продукты горения удалены через вентиляцию.
   •Установить вахту, следящую, чтобы не произошло повторное возгорание.
   •Оценить повреждения, полученные судном в результате пожара. Под действие высокой температуры палубы, переборки и другие структурные элементы могут деформироваться или потерять надежность.
   •Предприняты необходимые действия по осушению.
   •Произвести поверку всего экипажа.
   •Подготовиться к буксировке или эвакуации
   •Заполнить судовой журнал.
   •Составить отчёт об аварии и связаться со страховой компанией, если необходимо
   •Как только возможно, заменить или пополнить все
использованные    огнетушители. 


                                           Эвакуация  или  спасение

Только  большие яхты могут иметь противопожарное снаряжение, такое как дыхательные аппараты плюс пожарные насосы высокого давления , шланги и фитинги, способное вести борьбу. не только с  малыми пожарами. Даже на борту большой яхты, огонь может выйти из-под контроля, особенно если это - результат взрыва, например газового баллона .С  огнём, который распространяется быстро или долго оставался незамечен прежде, чем был обнаружен, может быть невозможно бороться, и шкипер должен быть готов  всегда остановить процесс пожаротушения и обеспечить безопасность каждому на яхте Чтобы дать максимальное время, для возможности покинуть яхту, закройте каждую дверь, чтобы замедлить продвижение огня. Если команда имеет возможность запастись водой ,налейте её во все возможные емкости, захватите аварийные сумки и приготовьтесь покинуть судно
                                

Рейтинг - яхты и катера